Проведение профессиональных проб учащихся, является одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в результате которого учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать профессию изнутри. При этом ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социально-профессиональный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.
В нашей школе это стало традицией. Так обучающимся 10 класса предложено пройти профессиональные пробы по профессии «учитель». В течении двух месяцев ученики 10 класса готовились, выбирали предмет. С учителями-наставниками готовили уроки и 12 мая вошли в классы уже не как ученики, а как учителя.
Участники профессиональных проб — Дозморов Анатолий, Милашенко Екатерина, Сергиенко Эльвира.
Данные пробы обеспечивают подготовку учащихся к освоению тех видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет себе профессию. В ходе проб формируется свой индивидуальный опыт построения общения с людьми.
Выводы:
1.Предлагаемые коммуникативно-деятельностные пробы помогли подросткам активизировать процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределения.
2.Дети познакомились с содержанием профессиограмм данных профессий в части деловой коммуникации, применили полученные знания на практике, разрешая конкретные ситуации по оптимизации межличностного общения.
3.В процессе выполнения пробы, моделирующей элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учащиеся:
осознали себя субъектами трудовой деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение;
соотнесли знания о себе и об избираемой профессиональной сфере;
получили опыт соответствующей профессиональной деятельности;
уточнили свои профессиональные намерения.
4.Разработаны критерии отслеживания проведения пробы, технические задания для проб, рефлексивные листы.
5.Неоспоримым плюсом данной работы является тот факт,
что нами был усвоен алгоритм создания и проведения профессиональной пробы непосредственно в школе.
Считаем, что цель профессиональных проб, ориентированных на гуманитарную сферу деятельности, заключается в формировании у десятиклассников первоначального опыта реализовывать свои знания и умения по гуманитарно-ориентированным предметам в практической деятельности, приближенной к будущей работе, в рамках гуманитарного профиля обучения и профессиональной сферы, взаимосвязанной с гуманитарным образованием.
Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.